Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Консультация для родителей "Мамины уроки"

МАМИНЫ УРОКИ

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки приобретают обувь на липучках. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку". 
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

Учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 Н.Г.Филимонова

Как интересно провести прогулку с ребёнком зимой

Зимние прогулки

 

Уважаемые родители! Гуляя с детьми, обращайте внимание детей на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада  снег кружится в воздухе. Спросите ребенка, куда он ложится. После снегопада покажите, как одеты в «зимние шапки» деревья, какие сугробы намело на улице, как расчищают дорогу и тротуар. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на замерзший пруд, расскажите и покажите, что в сильный мороз лед твердый и прозрачный, но в оттепель он хрупкий, ломается и можно провалиться в холодную воду.  Залейте с детьми каток или ледяную дорожку. Пусть дети убедятся, что вода на морозе  замерзает и можно кататься на коньках, санках, скользить на ножках.

Попросите детей объяснить понятия: снегопад, морозно, вьюжно, пасмурно. Пословицу: любишь кататься – люби и саночки возить. Поговорку: береги нос в большой мороз.

Во время оттепели покажите, как снег изменился. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

По дороге домой из детского сада можно поиграть с ребенком в речевые игры:        

                                                                                                   

повторить названия зимних месяцев;

подобрать родственные слова к следующим словам:

снег- снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегирь, снежный, заснеженный….

зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие, зимовка…..

мороз- морозец, морозилка, морозить, морозный, мороженое.

лед- ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Исправить ошибку: река замерзла, потому что дети взяли коньки.

Материал подготовила

учитель-логопед

Н.Г. Филимонова

Прежде чем научить ребёнка читать

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться звуковому анализу слова, т.е. называть по порядку звуки. Из которых они состоят.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специ­ально. Хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. И действительно, самостоятельно вы­делить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли по си­лам дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение зву­ков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овла­девают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акусти­чески сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Обучить детей звуковому анализу с по­мощью занимательных и результативных игр поможет данный дидактический материал.

1.Организационный момент: упражнение «Подобрать слово наоборот»

Тихий — …; мелкий — …; ласко­вый — …; сытый — ...

Прямой — …; редкий — …; шер­шавый — …; веселый — ...

Сладкий —…; холодный — …; чи­стый — …; длинный — ...

С каких звуков начинались ваши слова?

2.Сообщение темы занятия

Как дождик капал девочке на зон­тик? (К-к-к.)

Как дождик капал ёжику на грибок? (кь-кь-кь-кь.)

Как гуси удивились, увидев вместо гусят буквы? (г-г-г.)

Как пели песенку гусята в пруду? (гь-гь-гь.)

Догадались, какие звуки будем сегодня учиться различать?

 

3. Сравнение звуков [к]—[г], [к']-[г'].

Дети дают характеристику звукам по схеме.

 

4.Упражнение «Поймай звук»

Если в слове услышите звуки [к], [к'] — хлопните в ладоши.

Слова: капуста, машина, стол, кро­лик, колобок, одеяло, телевизор, газета, груши, магазин, холодильник.

Сдуваем со своих ладошек «пой­манные» слова.

5.Упражнение «Гномики Травинка и Льдинка»

Зеленому гномику Травинке дети отдают картинки со звуками [к'], [г'], а синему гномику Льдинке — со зву­ками [к], [г].

 

6.        Дифференциация звуков [к] — [г]. Работа в тетради.

Упражнение «Крестики — но­лики»

Если в слове дети услышат звук [к], то в тетради рисуют крестик, если звук [г] — нолик.

Слова: утка, пугало, виноград, цве­ток, ягода, стрекоза, гусеница, горшок, лягушка, колобок, грабли.

7.Упражнение «Замени звук» Замените в слове звук [к] на звук [г].

Кора — ...; колос — …; калька — …; крот — ...

Кол — …; кусты — …; кубки — …; кот — ...

8.Упражнение «Закрой картинку»

Если в названии картинки дети услышат звук [к] — закроют картинку карточкой «клоун», если звук [г] — карточкой «груша». (см. приложение)

 

9.    Определение количества слогов в слове

Используются картинки из предыду­щего задания. Дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.

10.Определение места звука в слове

Используются картинки из предыду­щего задания. Дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.

11.На какие буквы похожи изображенные на картинках люди и предметы?

 

              

12.      Упражнение «Шифровальщик». Работа в тетради

Дети зашифровывают слова с по­мощью цифр. Цифры соответствуют порядковому номеру букв «к» и «г» в слове. Например: хомяк — «К» — 5.

Слова: кошка, мак, горшок, галстук, рука, нога.

12.Упражнение «Составь слово»
Дети называют картинки. Из первых звуков названных картинок составляют слово и записывают его в тетрадь. Вы­полняют звуко-слоговой анализ слова. Ставят ударение.

Картинки (стоят не по порядку): ключ, нитки, игрушки, гриб, ананас = книга. (см. приложение)

14. Отгадать ребусы.

Дети записывают слова-отгадки, выделяют в них буквы «г» и «к».

Отгадки: крот, гамак, гроза, экран. (см. приложение)

15.    Упражнение «Составь предложение»

Дети выделяют в словах первый слог и записывают полученные слоги, объединив их в слова (Катя увидела бегемота: каша, тяжелый, улей, вино­град, дети, лапа, берег, Гена, мороже­ное, Таня).

16.    Упражнение «Цепочка»
Взрослый называет слово по слогам, ребенок подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (даны картинки). Например: кошка—каша—шашки—кисточка—картина—Наташа.

 

17.Составить слово из слогов

Слоги: кон, фе, ты, бе, ге, мот, иг, руш, ки, гра, дус, ник.

18.Вставить пропущенные буквы в слова

Слова: ...олос, ...убик, ...ости, и...ра, о...но, ...олубь, ...уси, ...руша, и...ра, и...олка, лу...а, о...онь, реч...а, ...рибы, ...рива, ...рыша, ру...ава, я...оды, раду..а, но...а, сапе...и.

19.Составить слово, выделив третий по порядку звук в словах

Слова: колобок, пряник, пугало, друг, мошка, утка, сказка (лягушка).

Записать слово в тетрадь.

20.Закрыть неправильно напи­санные буквы, прочитать полученное слово.

Какая буква убежала из слова (гал­стук).

ГГ(зеркальная)АЛВ(зеркальная) СС(зеркальная) Б(зеркальная) ТУУ(зеркальная)Г(зеркальная)

21. Собери слово (см. приложение)

Помоги Крокодилу Гене собрать слова. Ты узнаешь еще героев мультика. Запиши полученные слова в тетрадь. Выполнить звуко-слоговой анализ слова.

Первый ход — буква, отмеченная красной звездочкой.

Второй ход — три клетки вниз.

Третий ход — три клетки влево.

Четвертый ход — три клетки вверх.

Пятый ход — одна клетка влево.

Шестой ход — одна клетка вниз.

(Девочка Галина.)

Первый ход — буква, отмеченная зеленой звездочкой.

Второй ход — две клетки вверх.

Третий ход — одна клетка вправо.

Четвертый ход — две клетки вверх.

Пятый ход — три клетки вправо.

Шестой ход — четыре клетки вниз.

Седьмой ход — две клетки влево.

(Шапокляк.)

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые направ­лены на развитие фонематического, языкового, слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Игра «Хлоп-топ»

Игра имеет несколько вариантов.

Педагог называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (за­канчивающееся) на определенный звук.

Взрослый называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г].

Педагог произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог па, и подпрыгнуть и мягко приземлиться, если он услышит слог ба.

Игра «У кого хороший слух?»

Педагог показывает картинку и на­зывает ее. Дети поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии за­данный звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Педагог читает стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начальный звук последующе­го, например: весна—автобус—слон— нос—сова.

Домашнее задание

Кроме игр, на занятии и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими разви­тию фонематического анализа и синтеза:

•вставить пропущенные буквы в слова (ви...ка, ди...ан, ут...а, лу...а);

•подобрать слова, в которых за­данный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

•выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков;

•добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово, например: па — пар, парк, паром, паруса;

•преобразовать слова различными способами: добавляя звук (например: рот — крот, осы — косы, мех — смех); изменяя один звук слова (например: сом — сок — сук — суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон); переставляя звуки (например: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак);

•разгадать ребус;

•  составить как можно больше слов из букв одного слова, например: кра­пива — парк, ива, карп, пар, рак, Ира;

•  составить слово, выделив данный по порядку звук, например: третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр = комар.

Развитие языкового анализа и синтеза

Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения язы­кового анализа и синтеза. Коррекционная работа сводится к формирова­нию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания.

1.Придумать предложение по сю­жетной картинке и определить в нем количество слов.

2.Придумать предложение с опреде­ленным количеством слов.

3.Увеличить количество слов в предложении.

4.Составить графическую схему данного предложения.

5.Придумать предложение, соот­ветствующее схеме.

6.Определить место слова в предло­жении (какое по счету указанное слово).

7.Выделить из текста предложения определенное количество слов.

8.Поднять карточку с цифрой, соот­ветствующую количеству слов в данном предложении.

Дети могут использовать сигнальные карточки на каждом занятии.

Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навыков слогово­го анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приемов (отхлопать или отстучать слово по слогам и на­звать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Логопед может рекомендовать вос­питателю для групповой и индиви­дуальной работы следующие игры и упражнения.

1.Определить количество слогов в слове, поднять карточку с соответ­ствующей цифрой.

2.Записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов.

3.Определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (на­пример: ...буз, ут..., лод..., ка...даш).

4.Найти в предложении слова с определенным количеством слогов.

5.Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка).

6.Выделить в словах первый слог, записать полученные слоги, объединив их в слова (например: улей, домик, машина, луна, жаба = У дома лужа).

7.Выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

Игра «Отгадайте, кого я назы­ваю?»

Педагог предлагает встать тем де­тям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Игра «Перевертыши»

Оборудование: карточки со слогами (4—6) каждому играющему.

Педагог называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое, на­пример: сое, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Игра «Цепочка»

Один из ребят называет слово по слогам, другой подбирает слово, ко­торое начинается с последнего слога данного слова (например: окно—нора-рама).

Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Педагог бросает мяч детям, назы­вая одно-, двух- и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и пере­дает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Заключение: овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грам­матического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — буквы: в ре­зультате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чте­нием слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходи­мой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек, есть моделирование чтения, а выкладывание фишек — ана­лог письма, только то и другое про­ходят в игровой, занимательной форме.

Материал подготовила учитель-логопед И.А. Грицай